Правила игры в Хнефатафл (Тавлеи)
Классический Хнефатафл
Копенгагский Хнефатафл
Fetlar Хнефатафл
Skalk Хнефатафл
Морской Тафл
Берсерк Хнефатафл
Таблут
Saami Tablut
Tawlbwrdd (Тавлбойнд
Хнефатафл Дэвида Брауна
Классический Хнефатафл (классические Тавлеи)
1. В игре участвуют два игрока. Защитники (сторона Короля) играют белыми фигурами. Нападающие (противники Короля) – чёрными.
2. Сражение в классическом варианте ведётся на игровом поле 11х11 клеток. Познакомьтесь с образцом стартовой расстановки фигур на поле.
3. Центральный квадрат поля – это «Трон». Угловые квадраты – «Убежища». Их может занимать исключительно одна фигура – Король. При этом Король имеет право возвращаться на Трон на протяжении всей игры. Все остальные фигуры (Воины) имеют право проходить через клетку-Трон только в том случае, если на ней в данный момент отсутствует Король. Трон всегда враждебен по отношению к чёрным фигурам (то есть, может использоваться для их захвата). К белым он враждебен только тогда, когда на нём отсутствует Король.
4. Стороне Короля необходимо переместить его в один из четырёх угловых квадратов-убежищ. При удачном перемещении Короля в Убежище белым засчитывается победа.
5. Цель чёрных фигур – захватить Короля до того, как он будет перемещён в одно из Убежищ (см. п. 8)
6. Все фигуры (Король, Защитники, Атакующие) могут ходить в процессе игры как горизонтально, так и вертикально. Количество клеток, на которые можно совершать ходы, не ограничено. Ни одна из фигур не может перемещаться по полю по диагонали – это запрещено правилами. Фишкам запрещено проходить через клетки, занятые другими фигурами, а также перепрыгивать их.
7. Для того чтобы срубить любую фигуру соперника (за исключением Короля), его достаточно зажать в процессе хода между двумя собственными фигурами, которые находятся на одной линии (сверху-снизу или справа-слева) от объекта атаки. Срубить фигуру противника можно также, прижав её с одной стороны к Трону или любому из Убежищ. Если игрок в своём ходе самостоятельно помещает собственную фигуру между двумя вражескими, то в этом случае она не срубается.
8. Для захвата Короля нужно занять все четыре клетки вокруг него. Также захватом считается такая ситуация, при которой Король прижат с одной стороны к Трону. В том случае, если Король был прижат к краю поля или Убежищу, он не считается захваченным.
9. Если в ходе партии движения Защитников были полностью заблокированы, Атакующим присваивается победа, и игра считается завершённой.
Копенгагский Хнефатафл (Тавлеи)
1. В игре участвуют два игрока. Один играет белыми фигурами (Защитники Короля), второй чёрными (Атакующие).
2. Игра обычно проводится на поле для Хнефатафла размером 11х11 клеток. Начальная расстановка фигур на игровом поле приведена на схеме ниже.
3. В самом центре игрового поля располагается клетка под названием Трон. Её может занимать только Король. Покинув Трон, Король может вернуться на него в любой момент в течение всей игры. Другие фигуры могут проходить через Трон только при отсутствии на нём Короля. К чёрным фигурам Трон враждебен всегда. К белым – только в тех случаях, когда на клетке отсутствует Король.
4. В угловых клетках игрового поля располагаются так называемые «Убежища». Занимать эти квадраты может только Король.
5. Цель участника, играющего белыми фигурами – переместить Короля в любое из квадратов-убежищ. Как только Король окажется в одной из угловых клеток, игра прекращается, и стороне Защитников засчитывается победа.
6. Участники могут ходить любыми фигурами (включая Короля) на любое количество клеток по вертикали и горизонтали. Нельзя проходить через квадрат, который в данный момент занят любой другой фигурой. Также не разрешается перепрыгивать через квадраты. Ходы по диагонали правилами игры запрещены.
7. В ходе партии участники могут срубать фигуры соперника (необязательное условие). Для этого достаточно зажать вражескую фигуру между двух собственных фигур, расположенных на одной линии (то есть, сверху-снизу или справа-слева). Если игрок самостоятельно поместил свою фигуру между двумя вражескими, стоящими на одной линии, она не считается зажатой и не снимается с доски.
8. Можно прижимать группы вражеских фигур к краю поля (одну из фигур может заменять угловая клетка-убежище). В этом случае вся группа фигур соперника считается срубленной и снимается с поля.
9. Цель участника, играющего чёрными – захватить Короля, заняв все четыре клетки вокруг него. Также Короля можно захватить, прижав с одной стороны к Трону. При этом Атакующим присваивается победа, и игра прекращается. Также сторона Атакующих может победить в том случае, если все фигуры соперника были окружены и заблокированы в ходе игры.
10. Защитники могут выиграть также в следующем случае: Король располагается на краю поля, при этом может свободно перемещаться, и у стороны Атакующих нет возможности захватить его.
11. Правилами игры запрещено постоянно повторять одни и те же ходы. После трёх полностью аналогичных ходов обеих сторон участник, начавший повторение первым, обязан придумать новый ход. В противном случае (при постоянном повторе комбинаций ходов) сторона, первой начавшая повторение, считается проигравшей.
12. Партия не может закончиться вничью. При троекратном повторе расстановки без захвата фигур соперника, проигрывает игрок, с которого повторы начались.
Fetlar Хнефатафл (Тавлеи)
Общие сведения об игре
1. В партии принимают участие два игрока. Один играет белыми фигурами за Защитников (сторона Короля). Второй играет чёрными фигурами за Атакующих (противники Короля).
2. Игра проводится на поле с нечётным числом квадратов. Стандартным для этой версии считается поле размером 11х11 квадратов.
3. Одна из фигур обозначает Короля или Хнефи. Все остальные фигуры – воины (Защитники и Атакующие).
4. Каждая из сторон делает один ход по очереди. Пропускать свой ход нельзя.
5. Участники не обязаны захватывать фигуры противника: по правилам игры это не считается обязательным условием.
Цели игры (согласно правилам Международного чемпионата в Шотландии)
1. Для участника, играющего белыми фигурами (сторона Защитников) – увести Короля в одно из Убежищ на угловую клетку.
2. Для участника, играющего чёрными фигурами (сторона Атакующих) – атаковать и захватить фигуру Короля, заблокировав её собственными фигурами по горизонтали и вертикали.
Правила партии
1. Все фишки (в том числе Хнефи) могут двигаться на любое количество клеток по вертикали или горизонтали. Не допускается перемещение любой из фишек по диагонали.
2. Фишки-воины могут перемещаться на любое количество клеток, пока не достигнут края игрового поля или клетки, которая уже занята другой фигурой.
3. Воины могут проходить через центр поля (Трон), однако не могут на нём останавливаться.
4. Воинам запрещено занимать Убежища, в которых может находиться исключительно Хнефи.
5. Хнефи имеет право занимать все игровые клетки, включая Трон и Убежища.
6. При достижении Королём любого из убежищ его стороне присуждается победа.
7. Первый ход – всегда за чёрными (Атакующими).
8. Для того чтобы взять фишку, её нужно заблокировать с двух противоположных сторон собственными фишками по вертикали или горизонтали. Фишку противника также можно захватить, прижав её к клеткам Трона (если на нём нет Короля) или Убежищ.
9. Участники могут захватывать одновременно несколько фигур соперника.
10. Для захвата Короля его обязательно нужно заблокировать со всех четырёх сторон одновременно (включая такую ситуацию, когда он находится на Троне).
11. При нахождении Хнефи на краю игрового поля, Атакующие должны «выманить» его и полностью окружить с четырёх сторон. Если Хнефи при этом был окружён вместе с одним из подданных (белой фишкой), их необходимо разделить, а затем окружить Короля со всех четырёх сторон обычным способом.
Ничья
В данной версии игры допускается завершение партии вничью. Это возможно в следующих случаях.
1. Одна из сторон не имеет возможности сделать очередной ход.
2. Король находится у края игрового поля, и Атакующие не имеют возможности его «выманить» и окружить.
3. Король не может достичь ни одного из Убежищ, и сторона Атакующих не имеет возможности его захватить.
4. Обе стороны трижды совершили аналогичную комбинацию ходов.
Skalk Хнефатафл (Тавлеи)
1. В партии принимают участие два игрока. Один играет белыми фишками на стороне Короля (Защитники), второй – чёрными на стороне противников Короля (Атакующие).
2. Партия проводится на поле с нечётным количеством квадратов. Ниже приведены варианты расстановки фишек для полей размеров 11х11 и 9х9 квадратов.
3. В самом центре поля находится особая клетка – Трон. В угловых квадратах находятся так называемые Убежища. Трон и Убежища может занимать исключительно Король. Он имеет право возвращаться на Трон в ходе игры. Остальные фишки – воины – могут проходить через Трон (если на нём в данный момент отсутствует Король), но не могут останавливаться на нём.
4. Угловые клетки могут использоваться вместо одной из фигур, которые принимают участие в захвате (то есть, они враждебны ко всем фишкам). В свою очередь, Трон всегда враждебен к фишкам Атакующим и враждебен к фишкам Защитников, если на нём в данный момент нет Короля.
5. Цель стороны Защитников – увести Короля в любое из Убежищ. Когда Король достигает Убежища, белым засчитывается победа.
6. Цель Атакующих – окружить (заблокировать) фигуру Короля, прежде чем он достигнет одного из Убежищ.
7. Партию всегда начинает сторона Атакующих. Ходы совершаются поочерёдно. Фигуры могут передвигаться по вертикали или горизонтали на любое количество клеток (аналогично ладье в шахматах). Движение по диагонали запрещено всем фишкам, включая Короля. Все фишки могут передвигаться на любое количество свободных квадратов.
8. Для захвата фишки соперника, её нужно заблокировать между двумя собственными фигурами, расположенными на одной линии (по вертикали или горизонтали). Помимо этого, фишку противника можно прижать с одной стороны к Трону или Убежищу. Если игрок самостоятельно ставит свою фигуру в положение между двумя вражескими фишками на одной линии, захвата не происходит.
9. Заблокированная фигура удаляется с игрового поля и выбывает из игры.
10. Король участвует в захвате наравне со своими подданными.
11. Захват Короля проводится на общих условиях. Исключение составляют две ситуации. Первая: при нахождении фигуры Короля на Троне, сторона Атакующих должна заблокировать его со всех сторон. Вторая: если Король находится на одной из клеток, соседней с Троном, Атакующие должны занять все остальные клетки по горизонтали и вертикали, кроме самого Трона.
Морской Тафл (Тавлеи)
1. В партии участвуют два игрока. Один играет белыми фигурами на стороне Защитников Короля, второй чёрными на стороне Атакующих.
2. Стандартным для этого варианта игры считается поле размером 9х9 квадратов. Ниже приведена схема стартовой расстановки фишек.
3. Цель стороны Защитников – увести Короля до любого края игрового поля. Когда Король достиг края поля, Атакующие побеждают, и игра считается оконченной.
4. Цель стороны Атакующих – захватить фигуру Короля, прежде чем он достигнет одного из краев игрового поля. В этом случае они побеждают, и игра считается оконченной.
5. Игру начинают чёрные (сторона Атакующих).
6. Фишки могут передвигаться по вертикали или горизонтали на любое число свободных клеток (подобно ладье в шахматах).
7. Для захвата любой фишки её необходимо окружить (заблокировать) между двух собственных фигур, расположенных на одной линии, по горизонтали или вертикали. Окруженная фишка считается срубленной и убирается с поля до конца игры. Если игрок самостоятельно поставил свою фишку между двумя вражескими, она не считается срубленной и продолжает партию.
8. Король не может участвовать в захватах других фигур.
9. Для захвата Короля его обязательно нужно окружить со всех четырёх сторон.
10. В некоторых вариациях правил этой игры Король может передвигаться по вертикали и горизонтали не дальше чем на четыре клетки. Также правилами допускается игра на поле 11х11 квадратов. При этом в некоторых случаях ходы фишек могут быть ограничены пятью квадратами (но не всегда).
Берсерк Хнефатафл (Тавлеи)
1. В сражении принимают участие две стороны (два игрока) – сторона Короля или Защитники, а также Атакующие. Защитники представлены белыми фишками, Атакующие – чёрными.
2. Изначальное соотношение сил на игровом поле: Король + 12 Защитников (включая Рыцаря, который стоит перед Королём) у белых, а также 24 Атакующих, из них 4 командира у чёрных.
3. Партия проводится на стандартном поле 11х11 клеток. Ниже приведена схема начальной расстановки сил на игровом поле.
4. Трон (центральный квадрат) и Убежища (угловые квадраты) по правилам игры может занимать только Король. Угловые клетки могут использоваться при захвате любых фишек в качестве второй фигуры (то есть, они враждебны ко всем воинам). Трон враждебен ко всем Атакующим. Также Трон враждебен к Защитникам, если на нём в данный момент не находится Король.
5. Цель Защитников в игре – переместить Короля в любое из Убежищ (при этом партия заканчивается победой белых). Цель Атакующих – заблокировать и захватить его, пока он не достиг любой из угловых клеток (игра заканчивается победой чёрных).
6. Партию начинают чёрные, игроки делают по одному ходу в порядке очереди.
7. Все фишки, включая Короля, могут ходить на любое количество квадратов по горизонтали или вертикали.
8. Король, Рыцарь и Командиры могут перепрыгивать через вражеские фишки, прижатые к ним на следующий квадрат без захвата (только по прямой линии). Исключение составляет рыцарь (читайте правило ниже). Если в ходе перепрыгивания Король, Рыцарь или Командир прижимает фишку соперника, которая уже была прижата дружеской фишкой с другой стороны, фигура соперника считается захваченной.
9. Для захвата любой фишки соперника, кроме Короля, необходимо зажать её между двумя собственными фишками или между собственной фишкой и Троном или Убежищем (по вертикали или горизонтали). При этом фишка считается захваченной и выбывает из игры только в том случае, если такая ловушка была закрыта движением противника. Если игрок самостоятельно ставит свою фишку между двух фишек противника, она не считается захваченной и остаётся в игре. Король участвует в захватах наравне со всеми остальными фишками.
10. Рыцарь имеет право захватить фишку соперника, перепрыгнув через неё (срубив её прыжком).
11. В этом варианте игры действует Правило Берсерка. Если фигура совершила захват фигуры противника и при этом может сделать ещё один захват, она может продолжать движение по игровому полю, пока не захватит все фишки, доступные на пути её следования.
12. Для захвата Короля необходимо окружить его со всех четырёх сторон. Также Короля можно захватить, прижав его с трёх сторон к Трону.
13. Если Король находится не на Троне или не на одном из квадратов, прилегающих к Трону, два командира могут захватить его или прижать к одному из Убежищ.
Таблут
Общие положения
В игре принимают участие два игрока. Белые фишки (Защитники Короля) играют за шведов. Чёрные (Атакующие) – за московитов. Армия шведов насчитывает 8 солдат и Короля. В армию московитов входят 18 фигур-воинов. Партия разыгрывается на игровом поле размером 9х9 квадратов. В центре находится специально отмеченный квадрат, называемый Замком. Помимо этого, на каждой стороне поля отмечены по четыре клетки, которые называются Лагерем и используются для начальной расстановки Атакующих (армии московитов). Ниже приведена схема начальной расстановки фигур на поле.
Ход игры
1. Партию начинают шведы.
2. Все фишки могут ходить по горизонтали или вертикали на любое число незанятых клеток (подобно ладье в шахматах). Правилами запрещено ходить по диагонали и перепрыгивать клетки (для всех фигур, включая Короля).
3. Для того чтобы захватить фишку соперника, её необходимо заблокировать между двумя собственными фишками, которые находятся на одной линии по вертикали или горизонтали.
4. Если фигура была заблокирована двумя фишками соперника, они считается захваченной и снимается с игрового поля. Если участник самостоятельно поместил свою фигуру между двумя вражескими, она не считается захваченной и продолжает игру.
5. Цель московитов – окружить и заблокировать Короля шведов со всех 4-х сторон. Если Король был заблокирован с двух сторон, он не считается захваченным (в отличие от остальных фигур, оказавшихся в такой ситуации).
6. Если Король достигнет любого края игрового поля, шведы выигрывают.
7. Если Король выходит на открытый путь к выходу (то есть, один из четырёх угловых квадратов), шведы выигрывают. Если участник, играющий белыми, встаёт на квадрат, с которого ему открывается путь к выходу, он должен сказать «райхи» (аналогично «шаху» в шахматах). Если он этого не сделает, у него нет права завершить партию в следующем ходу.
8. Если перед Королём открывается свободный путь сразу на два выхода (угловые клетки), и московиты не могут его заблокировать, он должен сказать сопернику «туйху» (мат).
Специальные правила
1. Замок может занимать только Король. Если он покидает клетку Замка в ходе игры, у него больше нет права вернуться на неё. После этого ни одна из фигур (включая Короля) не может проходить через квадрат Замка. Это же правило распространяется на квадраты, которыми отмечен Лагерь московитов.
2. Если московит находится в начале своего лагеря, он может быть заблокирован шведами обычным способом (то есть, его можно прижать с двух сторон по вертикали или горизонтали). Незанятые квадраты Замка и Лагеря московитов враждебны Королю (могут использоваться для его захвата в качестве одной из фигур). Ко всем остальным фигурам пустые клетки Замка и Лагеря не враждебны и не могут использоваться для захвата фишек.
3. Фишка московита может свободно перемещаться по своему Лагерю, пока не покинет его. Покинув Лагерь, воин-московит может ходить на любое расстояние, как при любом другом ходе.
4. Если в ходе партии возникла ситуация с постоянно повторяющимися (аналогичными) ходами, сторона-агрессор обязана придумать и сделать новый ход после двух повторений.
Пример: фишка Короля имеет возможность выйти, но на его пути встаёт фишка-московит. Король переходит на другую клетку и вновь имеет возможность выйти. Фишка-московит вновь блокирует его ход. Король возвращается на предыдущую клетку, московит возвращается вслед за ним (ситуация начинает повторяться). В этом случае Король считается агрессором, и играющий за него игрок должен придумать новый ход после двух таких повторов.
Saami Tablut
Правила аналогично правилам Skalk Hnefatafl за исключением того, что белые побеждают при достижении королем любой из четырех сторон (а не угловых клеток).
Иногда по таким же правилам играют и на поле 11х11.
В Таблут играли в Лапландии в 1700-1800 гг., эта игра является одним из потомков легендарного Хнефатафла. Шведский ученый Карл Линней в 1732 во время своей экспедиции записал правила игры в Таблут в своем дневнике, благодаря чему они сохранились до наших дней. Эти записи также стали опорой для воссоздания правил классического Хнефатафла.
Tawlbwrdd (Тавлбойнд)
Правила аналогично правилам Skalk Hnefatafl за исключением того, что белые побеждают при достижении королем любой из четырех сторон (а не угловых клеток); также отсутствует клетка трона.
Хнефатафл Дэвида Брауна
Правила аналогичны правила Морского тафла за исключением того, что присутствует клетка трона. Однако трон не может быть использован для захвата обычных фигур, но может быть использован при захвате короля.
Помимо этого, если нападавшие окружают короля и ВСЕХ оставшихся защитников, то они побеждают, поскольку они не оставляют возможности для побега короля.
Правила были впервые опубликованы Дэвидом Брауном в 1980-м году.