Тавлеи

Хнефатафл. Тактики и стратегии игры

  1. Способы записи партий
  2. Башни
  3. Тактические основы игры за атакующих (черные)
  4. Тактические основы игры за защитников (белые)
  5. Магический квадрат

1. Способы записи партий

При выборе стратегии для хнефатафла желательно иметь согласованный способ для идентификации клеток, чтобы делать записи партий и затем их анализировать.

Предлагаемый способ разметки в настоящее время является общепринятым,  он встречается в описаниях стратегий у чемпиона мира по хнефатафлу Тима Миллара.

Тавлеи - разметка игрового поля
Разметка игрового поля
Тавлеи - способ записи игрового хода
Рис.1. Отметка первого шага в игре: d1-d3
Тавлеи - ход черных
Рис. 2. Ход черных

На рис. 3 Белые отвечают e5-e2.  Далее черные производят захват белой фигуры на е2 своим ходом d3-d2. В данном случае захват отмечает буквой х, т.е.
d3 — d2 x

Тавлеи - захват черными белой фишки.
Рис. 3. Черные захватывают белую фишку

На рисунке 4 разгар игры. Черные готовятся  сделать шаг с захватом одновременно трех фигур противника: ход h3 — h6, захватываются фигуры на g7, h7, и i6. Этот ход можно записать следующим образом:
h3 — h6 xxx

Тавлеи - множественный захват
Рис. 4. Черные захватывают 3 белые фигуры

Оправдан ли тактически данный ход? Ведь после уничтожения трех фигур противника атакующие освобождают место для продвижения вражеского короля, чем усиливают его положение.

Базовые стратегии

2. Башни (вид форта)

Чтобы полностью защититься от атак противника, четыре фишки группируются вместе.
Башню может использовать любая сторона.  Белыми  башня может использоваться для предотвращения  окружения черными  в определенных ситуациях.  А черные, к примеру,   могут создать башню  при захвате белыми контроля над одним из углов.    

Понятно , что башня становится уязвимой, если ее покидает хотя бы один из бойцов».

Тавлеи - башни
Рис. 5. Башни

3. Кордоны

Базовые стратегии за атакующих (черные).

В хнефатафле  часто происходят   упорные  сражения за контроль над углом. Покажем три способа  полной блокировки одного из углов с лишением короля  возможности  применить этот маршрут.

Тавлеи - баррикады
Рис. 6. Баррикады

Блокировки и кордоны

На ранних стадиях игры основной целью стороны черных становится захват контроля над углами. Поэтому желательна полная блокировка углов.
На рисунке 7 показано,  как при  блокировке сторона белых никак не сможет преодолеть  заслон врагов.

Тавлеи - блокировка угла атакующими
Рис. 7. Блокировка угла атакующими

При игре за сторону черных  опасно сосредотачивать все усилия на блокировке одного угла, поскольку сторона белых  имеет возможность  быстро изменить направление атаки в сторону менее защищенного угла.

Баррикада любого угла может быть сформирована за три хода после начала игры, как показано на рис. 8.

Тавлеи - блокировка угла k1
Рис. 8. Блокировка k1

На следующем рисунке размещены  другие четыре варианта баррикад. Они не так эффективны  из-за использования большего количества фигур (4 , а не  3, как в  ранее рассмотренном варианте), но также вполне могут  использоваться в игре.

Тавлеи - баррикады с помощью 4-х фигур
Рис. 9. Баррикады с помощью 4-х фигур

На данном  рисунке показано, какие баррикады строить абсолютно бессмысленно – почему, я  полагаю, нет надобности  объяснять.

Тавлеи - уязвимые баррикады
Рис. 10. Уязвимые баррикады

На рис. 11  показаны  более сложные баррикады.   Ситуация может показаться немного опасной , но на практике  любое из указанных положений выгодно для  стороны черных, т.к. при любых попытках белых переместить  свою фигуру  черные в ответ  закрывают баррикаду либо захватывают вражеские фигуры.

Тавлеи - баррикады с участием фигуры противника
Рис. 11. Баррикады с участием фигуры противника

Это наглядный пример тактически верной стратегии за черных – использовать воинов противника, чтобы  ими же преградить дорогу королю белых.

Кордоны

Далее посмотрим на кордоны – цепи или линии,  которые идеально проходят через поле и похожи на цепь  полицейских,  рвущихся преградить путь преступникам. Это следующая цель атакующих после защиты углов.

Стрелки показывают на неуклонное  уменьшение  территории, на которой  находятся  защитники короля. Но   на практике это  бывает нелегко, т.к. сторона белых стремится  разрушить стройные ряды атакующих фигур.

Черным фигурам следует очень осторожно проходить через квадрат трона ввиду опасности от соседних квадратов. Следует учесть, что даже один воин стороны короля, находящийся позади кордона, имеет возможность серьезно усложнить положение атакующих.

Тавлеи - кордон
Рис. 12. Кордон

На рис. 13 показан этот же кордон спустя некоторое время. Черные  с успехом прошли квадраты рядом с троном,  но им все еще необходимо соблюдать осторожность, поскольку любой неверный ход может сильно усложнить ситуацию.
Необходимо знать и учитывать еще один из основных принципов хнефатафла: при игре за атакующих  нужно иметь терпение и быть готовым  к затяжной игре, поскольку поспешные атаки почти всегда заканчиваются в конечном счете поражением. Игры с выигрышем черными как правило намного длиннее игр, результатом которых стала победа белых. При проходе через кордон какой-либо белой фигуры следует немедленно отступить и перестроиться , чтобы избежать получения бреши в цепи своих фигур.

Тавлеи - сжимающийся кордон
Рис. 13. Сжимающийся кордон

4. Основы игры за белых

Странно и удивительно, что многие начинающие игроки опасаются использовать короля. В хнефатафле, в отличие от шахмат, король считается наиболее сильной фигурой, захватить его очень сложно. Поэтому  при выстраивании своей стратегии  сторона белых должна начать использовать своего короля как можно скорее, причем  задействовать его  вместе с остальными фигурами для нападения.

Пример: на рис. 14 король двигается e8 — g8, нападая на фигуру черных на g9, которым может быть захвачен следующим ходом белых e10 – g10.
Постой воин не в силах сделать то же самое,  та как  в этом случае он будет захвачен ходом черных h7 – g7.  Поскольку король является частью сил нападения, он зачастую  используется в ситуациях, которые были бы провальными для других белых фигур.

Тавлеи - Атака королем
Рис. 14. Атака королем

Следует помнить, что  король может ходить через все поле,  а это очень опасно, если  сторона черных  оставила открытым ряд клеток.На рисунке 15 черные фигуры успели прикрыть правые углы поля, но оставили без  прикрытия
линию b, которая сразу же была занята . В указанной  ситуации атакующие уже не могут спасти игру, так как  они успеют создать блокировку только одной  из возможных сторон нападения.

Тавлеи - Прорыв короля к линии b
Рис. 15. Прорыв короля к линии b

Посмотрите, как полезен может быть активный король.
На рис. 16 король делает ход i9 – k9.
Атакующие для того, чтобы  не допустить прорыв короля, вынуждены сделать ход i10 – k10.

Тавлеи - Король вынуждает атакующих  на ответный ход
Рис. 16.  Король вынуждает атакующих  на ответный ход

На представленном рисунке черные отвечают своим ходом, а король проходит по линии 9 к верхнему левому углу.

Тавлеи - Развитие предыдущей ситуации
Рис. 17. Развитие предыдущей ситуации

Теперь черные вынуждены переместить фигуру e10 – a 10.

Тавлеи - Продолжение развития предыдущей ситуации
Рис. 18. Развитие предыдущей ситуации

Король захватывает черную  фигуру , стоящую на k10, создавая возможность для побега: a9 – k9 x.

Тавлеи - Продолжение развития предыдущей ситуации
Рис. 19. Развитие предыдущей ситуации

Бойцы черных вынуждены сделать ход f10 – k11, а король ходом k9 – a9 имеет возможность захватить другого воина атакующих:
k9 – a9 х.
Получается, что  король без всяких затрат  один  убрал две вражеские фигуры, расположенные на значимой позиции, и продолжает угрожать стороне противника. Так эффективно король имеет возможность действовать далеко не всегда, но это показывает еще один  важный принцип хнефатафла :при наличии открытого пространства для короля важно оказаться именно там.

Тавлеи - Продолжение развития предыдущей ситуации
Рис. 20. Развитие предыдущей ситуации

Начальная расстановка  фигур в хнефатафле такова, что для вывода короля  нужно  произвести  минимум три, а скорее всего , четыре шага,  а это  дает  какое-то  время стороне  черных на подготовку позиции. Для получения выгодной для себя позиции нужно быть готовым для жертвы одной-двух фигур.

Тавлеи - Введение короля в игру
Рис. 21. Введение короля в игру

Также важно проанализировать следующую ситуацию (Рис.22).
Можно подумать, что ходом f6 – i6 вы  нападаете сразу на две фигуры противной стороны, но если присмотреться, то увидим, что ходом h1 – h6 атакующие могут сразу поставить мат.

Тавлеи - Плохой ход
Рис.22. Плохой ход

5. Магический квадрат

Это глава одинаково применяется к игре за любую из сторон.
Посмотрите на стартовую позицию и обратите внимание на полностью свободные ряды. Это – третьи ряды. Они также важны для стратегий в хнефатафле, в некотором смысле, как и углы. Многие из партий хнефатафла проходят в борьбе за эти линии. Причина их важности должна быть понятна из предыдущей главы – король особенно опасен, т.к. может принести большой ущерб противнику без особого риска для себя.

Тавлеи - Начальная расстановка
Рис. 23. Начальная расстановка

Магическим квадратом Тим Миллар называет квадрат, образованными третьими линиями с конца от каждого края. Магический квадрат похож на нейтральное поле , не занятое ни черными, ни белыми.  Если вспомнить про баррикады, то можно увидеть и понять  важность крайних точек всех третьих линий, позволяющих контролировать углы.

Тавлеи - магический квадрат
Рис. 24. Магический квадрат и его продолжения

На рисунке 25 иксом отмечены точки,  которые имеют большую важность для контроля над углами.  А сами линии же служат просто путями к этим точкам.
Для черных воинов —  это точки опоры при создании баррикад, для белой стороны  –  выгодная возможность для прорыва к углу.

Тавлеи - стратегические точки
Рис. 25. Стратегические точки хнефатафла

На рисунке 25 фигура воина белых стоит на точке магического квадрата k9. Отсюда она имеет возможность  сделать ход k9 – k10 x и открыть путь для короля.  Черные могут ответить единственным ходом – i11 – j11, после которого белые могут пойти i10 – i11x.

Тавлеи - применение стратегических точек
Рис. 26 . Применение  точек «магического квадрата»

Благодаря занятой точке i1 у белых имеется выгодная позиция в правом нижнем углу.  Первоначально  должен сделать  король j6 – j3,  затем нет преград для  следующего движения  i1 – j1 x, и на пути короля не останется препятствий. (Если черные сходят j2 – j1 x и захватят фигуру защитников на i1, тогда белые ответят продвижением короля j3 – j2, и он снова будет неостановим ).
Заметим, что король находится  на второй линии, а не на третьей, что дает возможность  использовать расположение других белых фигур на третей линии.

Если попробовать смоделировать данную ситуацию на своем поле для для хнефатафла и поставить короля на i6 (третья линия) вместо j6., то можно увидеть,  что черным  легко его заблокировать. Если бы король  располагался на k6, то это была бы сильная позиция,  т.к. ход k9 – j9 открывает линию k и ,если черные сделают ход j10 – k10,  то король может легко  захватить фигуру противника  движением k6 – k9x.